«Дураки учатся на своих ошибках, а умные - на чужих» - Теодор Рузвельт
Я полностью согласен с Рузвельтом, о чем не перестаю говорить участникам своих тренингов. Вот правда они частенько со мной спорят и говорят, что это не работает. По версии многих, человек учится только на своих ошибках! Давайте разберёмся.
Действительно мы учимся на практике лучше и быстрее всего, и нам нужен собственный опыт, чтобы приобрести и развить навык. Но! Перед тем, как начинать тренировку чего-либо всегда есть теоретические занятия(!) На этих занятиях (ну или из книг) мы получаем знания, которые были уже кем то получены, и чаще всего путём именно ошибок. То есть мы все же учимся на «чужих ошибках».
А теперь давайте сюда добавим не изучение чужих интерпретаций полученного опыта, а свои умозаключения. Я к тому что, одним из моих любимых методов освоения новых навыков является наблюдение за другими - анализ их поведения (ошибок и успехов) - умозаключение - обратная связь (если это возможно и уместно) - и конечно же самостоятельная практика. Так давайте же развивать навык анализа поведения других! На тренингах большинство упражнений построено так чтобы группа видела и анализировала опыт других. Вот только почему то многие стесняются это делать или считают это нудным, не интересным.
Создавайте алгоритмы, дробя сложный навык на элементы (об этом я уже писал), находите людей и ситуации, когда вы могли бы наблюдать успешное или «не очень» поведение, наблюдайте, оценивайте и делайте выводы: здесь он(а) сделал хорошо, тут «не очень», а тут непонятно - надо разобраться.
Повторюсь, именно так можно и нужно научиться многому и быстрее!!!